"Get the Flash Player" "to see this gallery."


Экстернат
КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОЛУЧЕНИЯ
(Из опыта работы Центра образования №1883 «Бутово»)
Необходимость получения всеми молодыми людьми Российской Федерации полного среднего образования на первый план выдвигает проблему форм обучения с учётом индивидуальных особенностей. Одной из наиболее эффективных форм, на наш взгляд, является экстернатное обучение.
В области образования проводилось и проводится немало экспериментов: некоторые оказались неудачными, другие прочно вошли в практику образовательного процесса. Были и такие, казалось бы забытые, к которым произошедшие в стране в последние десятилетия перемены позволили обратиться вновь.
Одним из таких экспериментов было введение экстернатной формы получения образования. Еще в XIX-XX веках образование в форме экстерната получили такие известные люди России как социолог П.А. Сорокин, сдавший экзамены за гимназию; российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский, сдавший экзамены на звание учителя; писатель Л.Н. Толстой экстерном закончил Казанский университет; физик В.И. Векслер, директор Лаборатории физики высоких энергий Института ядерных исследований, окончил экстерном Московский энергетический институт –создатели первых отечественных ЭВМ кибернетик В.М. Глушков экстерном закончил физико-математический факультет Ростовского университета, а математик С.А. Лебедев экстерном сдал экзамены по программе средней школы; физиолог, лауреат Государственной премии СССР Х.С. Кошкоянц экстерном сдал экзамены за курс гимназии; архитектор М.В. Посохин экстерном окончил Московский архитектурный институт; пианист Г.Г. Пейгауз экстерном сдал экзамены в Петроградской консерватории; литератор М.Петровых сдал экзамены экстерном в МГУ; физиолог и биохимик растений Д.Н. Прянишников, основатель российской агропромышленной науки, экстерном сдал экзамены за курс Петровской земледельческой и лесной академии, ныне К.А Тимирязева.
В тяжелое военное время школы работали в нетрадиционном режиме – по консультативно-зачетной системе учителя три раза в неделю по два часа проводили с учащимися консультации, ребята получали задания, которые готовили самостоятельно, а затем, сдавали зачеты и экзамены.
Московский городской отдел народного образования по итогам года доложил Моссовету, что консультативно-зачетная форма учебы в тех исключительных условиях вполне оправдала себя. Почти все учащиеся десятых классов в августе 1942 года выдержали экзамены и получили аттестаты, а ученики других классов были переведены в следующие классы с твердыми и устойчивыми знаниями.
Это был прообраз современного экстерната.
Одна из особенностей современного российского образования- возможность выбора учащимися формы получения знаний. Экстернат, наряду с гимназиями и лицеями, частными образовательными учреждениями, дистанционным и домашним обучением, становится альтернативной традиционной очной формой получения образования.
Как правило, к экстернату чаще всего обращаются старшеклассники, желающие сократить время на получение среднего образования, чтобы более обстоятельно подготовиться к вступительным экзаменам в избранный ВУЗ. Также значительную группу экстернов составляют школьники, занимающиеся творческой деятельностью. Они нуждаются в таком режиме учебы, который не препятствовал бы реализации их талантов. Кроме того, экстернат- это форма получения образования, позволяющая окончить среднюю школу учащимся, не имеющим возможности в силу различных обстоятельств заниматься очно. Это обусловило тот факт, что к экстернатной форме обучения в основном обращаются дети из интеллигентных, социально защишенных семей, родители которых сами имеют высшее или неполное высшее образование; дети, родители которых занимаются творческой деятельностью и видят для своих детей такое же будущее; дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу вместе с обычными школьниками, но мечтают получить полное среднее образование.
Так что же такое современный экстернат? Согласно «Положению о получении образования в форме экстерната», это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Экстерн- лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Проанализировав ситуацию со снижением контингента учащихся за последние годы, педагогический коллектив Центра Образования №1883 «Бутово» под руководством Почётного работника образования Зерниченко Ларисы Евгеньевны, изучил опыт работы школ экстернатов ЮЗАО, имеющуюся методическую литературу, провёл совещание учителей и в итоге разработал «Положение о получении общего образования в форме экстерната в ГОУ ЦО №1883 «Бутово»».
В экстернате дети приобретают опыт сдачи экзаменов, что позволяет в дальнейшем избежать лишних стрессов.